Как правильно составить бизнес-план: практические советы

  • 100
  • 2 мин

При получении экономического образования студентам часто приходится составлять бизнес-планы. Кстати, полезный навык, который нужен для любой предпринимательской деятельности.

Создание бизнес-плана может потребоваться не только для того, чтобы сделать бизнес успешным, но и для получения кредитов, инвестиций и грантов на развитие собственного дела. Специалисты Writer Works рассказывают, как правильно составить бизнес-план, который будет не только отвечать требованиям вуза, но и станет полезным для других целей.

Зачем нужен бизнес-план

В вузах студенты учатся систематизировать бизнес-идеи, оценивать их потенциал, риски выхода компании на рынок и планирование шагов по реализации проекта. Без таких расчетов бизнес может быть обречен. Около 30-40% украинских предприятий закрываются в течение трех лет из-за отсутствия стратегического видения и, как следствие, недостатка капитала для развития. Без достаточных средств сложно опережать конкурентов и удерживать внимание клиентов. 

Так что знать, как правильно составить бизнес-план, важно для:

  • понимания, как быстро окупятся первоначальные вложения;
  • привлечения инвестиций;
  • восстановления от конкурентов;
  • оценки возможных рисков и разработки стратегий их избегания;
  • привлечения стратегических партнеров;
  • выхода на новые рынки.

Многие наверняка знают компанию Apple. Как-то в 1976 году Стив Джобс и Стив Возняк решили создать компанию по разработке домашних компьютеров, доступных всем пользователям. Тогда компьютеры были только в научных институтах и ​​отдельных предприятиях. Они были большими – могли занимать добрую половину помещения. Но молодые инженеры создали концепцию персонального компьютера и новую модель взаимодействия человека и машины. То есть сделали устройства меньше и удобнее.

Идея была интересна, первый оптовый покупатель дал начало ее развитию, но все же средств на производственные мощности не хватало. Учредители Apple решили привлечь инвестиции. И для этого им понадобилось показать партнерам, как и когда они получат вложенные деньги.

Тогда еще Стив Джобс слишком не задумывался, как правильно составить бизнес-план, он просто набросал на нескольких страницах свое видение перспектив использования домашних устройств и стратегии развития производства. Этот план был настолько четким и ясным, что этого хватило, чтобы компания Apple стала всемирно известной. А подобные истории вдохновляют на изучение и воспроизведение успешного опыта.

Как правильно составить бизнес-план — структура и примеры расчетов

Студент должен знать методики разработки стратегий и понимать, как должна выглядеть структура бизнес-плана:

  • Резюме проекта включает краткое описание бизнес-идеи и ее актуальность, миссию и цели компании.

  • Описание проекта – определяет основные показатели: стартовый капитал, прогнозируемый доход и прибыль, рынок сбыта.

  • Анализ рынка – описание сегментов рынка, на котором планируется работать, анализ конкурентов с их сильными и слабыми сторонами и описание целевой аудитории: сегмент, потребности, почему ей нужна именно эта продукция.

  • Маркетинговая стратегия — чтобы правильно составить бизнес-план, нужно учесть продвижение товаров и услуг (соцсети, реклама, PR), каналы сбыта (онлайн-продажи, офлайн-точки, посредники), ценовую политику: формирование цены, ее целесообразность и привлекательность для потребителей.

  • Операционный (производственный) план — включает производственный процесс (описание поставок, производства или предоставления услуг), логистику и план развития: как будет изменяться объем производства или предоставления услуг в случае получения прибыли.

  • Организационный план – определяет потребность в ключевых сотрудниках и их обязанности, организационную схему (кто отвечает за принятие решений и контроль); план привлечения новых специалистов.

  • Финансовый план – определяет стартовые расходы, ожидаемые доходы и расходы на первые 1-3 года, точку безубыточности (когда компания начнет генерировать прибыль), источники финансирования (собственные средства, инвесторы, кредиты).

  • Оценка рисков – определяет угрозы, которые могут возникнуть для бизнеса (экономические, политические, правовые, рыночные) и стратегию управления рисками.

  • Выводы – итоги, основные рекомендации (не обязательный пункт).
  • Приложения могут включать документы или дополнительные наглядные материалы, которые могут быть важными. Например, можно добавить схемы, диаграммы доходов и расходов (пункт не является обязательным).

Источники – поскольку студенты еще учатся разработке бизнес-планов, то список литературы в такой работе будет выглядеть органично (пункт не обязателен). Например, вы можете использовать учебники с формулами расчетов или найти готовые исследования и на них опираться.

Теперь вы знаете, как правильно составить бизнес-план с учетом его структуры. Но заметьте, что в зависимости от темы проекта и требований кафедры эти пункты могут немного отличаться.

Например, если вы учитесь на факультете менеджмента, большее внимание может уделяться стратегии управления, а если на экономическом факультете — формулам и расчетам. Маркетологи должны продемонстрировать умение разработки стратегий продвижения, проведения исследования рынка и анализа конкурентов. Поэтому обязательно спрашивайте требования к структуре и образцам научного руководителя. Таким образом, вы скорее поймете, как правильно составить бизнес-план для вашего направления.

Как правильно составить бизнес-план и как его оформить

При оформлении документа следует ориентироваться на общие требования ко всем научным работам:

  • начните с настройки отступов на полях – не менее 2 см, шрифта – Times New Roman, размера – 14 кегля, расстояния между строками – 1,5;
  • добавьте титульный лист, на котором должно быть название проекта или бизнес-идеи, имя студента, группа или факультет, название учебного заведения, место и год создания документа;
  • сделайте список всех разделов бизнес-плана с указанием страниц для легкой навигации;
  • соблюдайте общую структуру, как в классическом бизнес-плане, но с учетом требований кафедры;
  • используйте таблицы, диаграммы и графики для наглядности; все визуальные материалы должны быть подписаны и иметь порядковый номер.

Кроме того

Вас могут попросить предложить представление бизнес-плана в виде презентации, если вы его будете защищать. С вопросом разработки презентации вы можете обратиться к нам.

Универсальные рекомендации: как правильно составить бизнес-план

  1. Будьте конкретны. Избегайте общих фраз, приведите четкие данные и цифры.
  2. Излагайте мнения четко и логично: ваш бизнес-план должен иметь логическую структуру, чтобы читатель мог легко понять, как вы видите развитие вашей идеи.
  3. Используйте краткие предложения и абзацы: старайтесь избегать длинных и сложных предложений. По крайней мере, чередуйте их с короткими, чтобы читатель успевал следить за мыслью автора.
  4. Соблюдайте академический стиль. Чтобы правильно составить бизнес-план используйте официальную лексику, но сложные термины, которые могут быть непонятны, объясняйте.
  5. Не забывайте о реалистичности: будьте реалистами в оценке возможностей и финансов.

Как правильно составить бизнес-план — выводы

Разработка бизнес-плана – полезный навык, который может понадобиться не только в период обучения, но и при создании собственных проектов, когда важно рассчитать окупаемость вложений.

Вообще существует три пути для составления бизнес-плана:

  • взять любую идею, провести исследования и разработать проект самостоятельно (если у вас достаточно опыта и времени);
  • найти готовый шаблон и попытаться адаптировать его под тему, не забыв о собственных расчетах;
  • заказать работу у специалистов, которые могут составить бизнес-план.

Последний вариант, если вы будете работать с нашей компанией, отличается высоким качеством. Особенно по сравнению с использованием шаблона – такой способ сразу будет заметен. Так что, заказав работу у нас, вы можете претендовать на хорошую оценку.

Часто задаваемые вопросы о том, как правильно составить бизнес-план

— Каким должен быть объем бизнес-плана?

Обычно объем бизнес-плана составляет 15-30 страниц. Но все зависит от сложности проекта и требований университета.

— Нужен ли список литературы в бизнес-плане?

Как правило, нет, но его наличие не вызывает противоречия, поскольку студент учится. Однако лучше уточнить у вашего преподавателя, является ли это требование обязательным на вашем факультете, чтобы вы наверняка знали, как правильно составить бизнес-план.

— Из-за каких ошибок могут не принять бизнес-план?

Самое главное — следует избегать чрезмерно оптимистических или пессимистических оценок доходов, расходов и доходности. Неправильное или неполное понимание целевого рынка, конкурентов и потребностей потребителей также могут стать причинами занижения оценки. Если вы не уверены в своих силах, чувствуете, что где-то недоучили или пропустили важную тему, можете воспользоваться нашей помощью. Мы знаем, как правильно составить бизнес-план, и ответственно относимся к конфиденциальности заявок. Ваш научный руководитель даже не догадается, что вы получили нашу поддержку.

Нет времени на выполнение задания?

Мы поможем